Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Акцент. Мороз и овощи: витамины впрок Печать E-mail

09_2008_accent.jpg

Российский рынок замороженных овощей растет с каждым годом на 30 процентов. Однако сырье практически все отечественные производители использует импортное. Открыть полноценное производство в нашей стране пока под силу только очень крупному капиталу.

Кормим Европу

По оценкам экспертов, доля продукции из импортного сырья на российском рынке составляет 85-90%. Финансовая недоступность делает заморозку в России диковинным бизнесом и, что называется, кормит, импортеров из других государств.

- Бесспорно, сегодня лидером является польская торговая марка Hortex, которая занимает около 50% рынка, - отмечает Григорий Болотов, региональный представитель компании "РосФудМенеджмент" по УрФО. - На втором месте - торговая марка "Айс Бит" московской компании "4 сезона", расфасовывающей также завезенные из Европы овощи. Ее доля рынка составляет 17-20%. Следом за ними можно выделить французскую компанию "Бондюэль", которая специализируется на овощных консервах, однако имеет и замораживающее производство.

Вопрос качества

В последнее время, как утверждают эксперты, на российский и, в частности, уральский рынок завозится все больше замороженных овощей китайского производства. В основном, это дешевый продукт посредственного качества, продающийся на развес.

-  Качество замороженных овощей, продающихся на развес, на гораздо ниже, чем расфасованных. Упакованная продукция, как правило, получена из овощей высшего сорта, в то время как развесная - из I и II, - поясняет Сергей Жоров, генеральный директор Екатеринбургского хладокомбината №2.

- Безусловно, среди китайской продукции есть и высококачественная, однако на нашем рынке встречается, в основном, дешевая, - констатирует Григорий Болотов.
О качестве завозимой продукции вообще идет довольно много споров. Как считает Салават Аминев, руководитель проекта предприятий по переработке овощей методом глубокой заморозки, транспортировка из стран Европы на Урал - довольно трудоемкий и сложный процесс. Многие поставщики не соблюдают правил транспортировки: загружают фуры сверх нормы, не используют необходимое холодильное оборудование… На таможне продукция очень часто задерживается. Все это приводит к дефростации и, в некоторых случаях, заражению опасными микроорганизмами, способными вызвать пищевое отравление.

По словам же Григория Болотова, такое положение вещей давно в прошлом.

- Сегодня отслеживание продукции происходит постоянно. Температура и уровень загрузки фур проверяются специалистами на каждом этапе транспортировки, да и для таких видов грузов, как замороженные овощи, на таможне есть специальное обозначение "Скоропортящийся груз".

-  Сегодня у всех поставщиков есть сертификаты, подтверждающие отсутствие пестицидов и прочих химических добавок в овощах, - поясняет Сергей Жоров. - Если бы продукция из Европы систематически ввозилась с нарушением тех или иных норм, поставщики бы попросту позакрывались.

Сроки хранения овощей глубокой заморозки составляют, в среднем, полтора-два года при соблюдении температурного режима не ниже минус 18°C. При этом сохраняется до 90% всех витаминов и полезных веществ, присущих свежей продукции.

Овощ в шоке

В настоящее время для производства замороженных продуктов используется так называемый метод IQF (individual quick freezing) - технология "шоковой" заморозки, быстрого воздействия низких температур. Метод состоит в том, что сырье, прошедшее предварительную подготовку (мойку, сортировку, бланширование, сушку и предохлаждение), подается на входной участок морозильного тоннеля. Далее продукт подается внутрь теплоизолированной камеры и попадает в поток холодного воздуха. Причем, перемешиваясь, продукты не слипаются. Поверхность продуктов быстро покрывается ледяной корочкой, после чего происходит дальнейшее, более медленное, замораживание. При достижении температуры минус 18°С продукт поступает в приемный бункер тоннеля и направляется на фасовку.
09_2008_accent3.jpg
-  Сроки хранения овощей глубокой заморозки составляют, в среднем, полтора-два года при соблюдении температурного режима не выше минус 18°C, - отмечает Сергей Жоров. - При этом сохраняется до 90% всех витаминов и полезных веществ, присущих свежей продукции.

Преимущества замороженных овощей

Удорожание сырья в последние годы ощущается все сильнее, поэтому замороженные овощи приобретают актуальность.

09_2008_accent2.jpgКак отмечает Александр Елесин, заместитель директора по производству и реализации агрофирмы "Уралсемпром", люди все меньше выращивают овощи сами, предпочитая их покупать.

- Сельское хозяйство, - продолжает эксперт, - развивается очень слабо, а в некоторых случаях и вовсе стоит на месте. Такая ситуация в последние годы приводит к серьезному колебанию цен на один и тот же сезонозависимый продукт. Картофель у производителя в августе стоит порядка пяти-шести рублей за кг, в ноябре-декабре его цена поднимается до 13 рублей.

Стоимость же переработанных методом глубокой заморозки овощей не подлежит сезонному колебанию, как уверяют производители. Безусловно, основной спрос на них наблюдается с ноября по май, однако такого разбега цен, как на свежие овощи, нет.
09_2008_accent4.jpg
- Хранить свежие овощи гораздо дороже, чем замороженные, - отмечает Григорий Болотов. - Кроме этого, при хранении отсеивается достаточно большой процент овощей: они гниют, портятся, дрябнут. Выход "дожившей" до реализации продукции сравнительно небольшой.

Одна из причин стабильной стоимости замороженных овощей - обособленность сырья.

-  Не каждый сорт овощей пригоден для шоковой заморозки, - поясняет Григорий   Болотов.   -   Перерабатывающие компании заключают фьючерсные договора с сельскохозяйственными объединениями на выращивание определенных сортов овощей, строго контролируют процесс и следят за отсутствием пестицидов и вредных удобрений, использование которых сразу выявится при заморозке (овощи могут серьезно изменить свою структуру, что приведет, например, к почернению).

Хорошо, да дорого

Судя по информации, размещенной в Cети, а также разъяснениям экспертов отрасли, организация производства овощей глубокой заморозки доступна далеко не каждому. При создании автономного производства, способного самостоятельно производить весь спектр работ, необходимо привлекать инвестиции, доступные, как минимум, среднему звену бизнеса. Кроме того, одним из серьезных помощников в развитии отрасли могло бы стать государство.

- Покупка всего необходимого оборудования даже при минимальной автоматизации под силу только крупным структурам, поскольку техническая составляющая предприятия по переработке того же картофеля обойдется примерно в
полтора миллиона евро. В среднем же само предприятие может стоить от 5 до 10 млн. евро, - отмечает Салават Аминев.

Весь комплекс глубокой заморозки должен состоять из завода по производству овощей, лаборатории по контролю качества продукции, тепличного комплекса, овощехранилища и склада готовой продукции. В среднем, проекты такого производства на начальном этапе в России оцениваются специалистами в 600-800 млн. рублей. Сроки окупаемости же составляют около пяти лет.
Надо отметить, что сроки реализации весьма расплывчаты, поскольку все зависит от стоимости оборудования, степени автоматизации производства и его загруженности.

Объем российского производства "заморозки", по данным маркетингового агентства ArmatorBrand, в 2006 году составил 160 тысяч тонн. В 2007 году уже 190 тысяч тонн. В 2008-м ожидается порядка 200-215 тысяч тонн. Потенциальная емкость рынка России составляет 450-500 тысяч тонн в год.

- В Европе, к примеру, некоторые заводы работают по два-три месяца в году, после сбора урожая, а остальное время простаивают, - говорит Сала-ват Аминев.

- Все будет зависеть от спроса, - уверен Сергей Жоров, - будет спрос, будет производство - будет окупаемость. Пока что тенденция идет именно к увеличению спроса.

Зачем нам свое?

Темпы роста рынка замороженных продуктов в России составляют около 30% ежегодно. При таких темпах просто необходимо создавать свое производство на всех этапах, начиная с выращивания и предварительной обработки и заканчивая фасовкой продукции по пакетам.

Сегодня основными производителями (если так можно назвать компании, фасующие замороженное сырье в России) являются компании "Живица" (Томская область) и "Лёдово" (Московская область). Одним из пионеров производства замороженных овощей в России, работающих от грядки до фасовки, стала Белгородская область.

-   При поддержке белгородского губернатора в области был построен современнейший комплекс по производству овощей глубокой заморозки, - говорит Григорий Болотов. - Продукция этого завода способна составить достойную конкуренцию польским и венгерским овощам. В этом году комплекс использовал собственного сырья на 40-60%, в следующем планируется увеличить этот показатель до 92%. Полностью отказаться от импортного сырья не получится ни у одного российского завода, поскольку есть определенный процент культур, которые в российских условиях просто не выращиваются.

Как отмечают представители рынка, полностью перейти на собственное сырье не может ни одно государство. Даже Польша, "огород Европы", вынуждена закупать некоторые овощи у других государств.

- Урожай собирается раз в году. Ни один регион России не может быть самодостаточным по всем типам потребляемых овощей, - подчеркивает Салават Аминев. - Вырастили картофель на Урале, обработали, заморозили, отправили часть в южные регионы. Завезли оттуда растущие там овощи, расфасовали здесь. Такая кооперация будет способствовать конкурентоспособности отечественной продукции. При грамотном подходе и государственной поддержке выйти на конкурентный с той же Польшей уровень можно за пять лет.
 
Проекты такого производства на начальном этапе в России оцениваются специалистами в 600-800 млн. руб. Сроки окупаемости же составляют, в среднем, около пяти лет.
09_2008_accent7.jpg
09_2008_accent6.jpg

Где пригодятся

По словам участников рынка, сфера применения замороженных овощей действительно огромна. В условиях развития производства и совершенствования системы общепита замороженные овощи являются практически незаменимым продуктом.

- Для школ и больших предприятий готовые обеды - это огромная экономия как средств, так и времени, - отмечает Сергей Жоров. - Замороженные овощи уже давно используются, скажем, в самолетах.

Если тенденция с ценами на овощи в ближайшее время и впрямь будет напоминать ситуацию с молоком пару лет назад, замороженные продукты станут если не единственной альтернативой среднему бюджету, то уж точно составят "свежачку" серьезную конкуренцию. Развлечение же помыть, нарезать и сварить, возможно, скоро будет носить чисто эстетический характер. Хочется верить, однако, что покупать красивые пакеты мы будем с продукцией отечественного, а лучше местного производителя.
 

Комментарии  

  1. #2 Зволинский Владимир
    2009-02-0523:35:52 zvolinsky.narod.ru
  2. #1 Зволинский Владимир
    2009-02-0523:34:31 Здравствуйте, пишет Вам глава КФХ из Астраханской области.
    Наше хозяйство занимается вырашиванием СХ продукции по самым современным технологиям. Мы производим овоще-бахчевую продукцию, в том числе и для переработки. Хотелось бы наладить собственную переработку овощей. Ищем партнёров и инвесторов которые могли бы заинтересоватся нами.
    P.S. Зайдите на нашу страничку.

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100