Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Эксперимент: У кузнеца - что стукнул, то пятак? Печать E-mail

09_2008_experement.jpg

В сентябрьском номере мы пригласили предпринимателей в кузницу и попытались выяснить: проекты успешного бизнесмена всегда рентабельны, какое бы направление бизнеса он ни открыл? Или же предприниматель должен концентрироваться лишь на той сфере бизнеса, в которой он компетентен? Обсуждаем с руководителями тему "Диверсификация бизнеса: за и против".

Лесной массив у Шарташа. Уютная небольшая кузница. Гудит горн, поддувая воздух в угли, раздается звон молотков о наковальню, горьковатый запах раскаленного железа непривычно бодрит. Здесь только и гляди! Можно подпалить одежду, зацепиться за заготовку для перил, а то и по пальцу получить, если не соблюдать технику безопасности. Роли распределились сразу: женщины - нагревальщицы, мужчины - молотобойцы. И главный мастер - хозяин кузни, академик кузнечного искусства ЮНЕСКО, Александр Андреевич Лысяков.
 
Алексей Германов

-  Говорят, человек успешный - успешен во всем. Диверсификацию в бизнесе обычно производят в связи с некими событиями в макро- и микроэкономике, в жизни самой компании или ее владельца. Это верно? Петр, расскажите, как происходила диверсификация вашего бизнеса?

Петр Вохомский

- Мы в принципе работаем в одном направлении. Только есть услуги, и есть торговля. Все вокруг индустрии красоты: косметология с медицинской лицензией, парикмахерские услуги в собственных салонах, торговля профессиональным оборудованием, расходными материалами, аксессуарами, косметикой для салонов.

Алексей Германов

- Это, похоже, вертикальная диверсификация.

Дмитрий Соколов
- А что было первично? Торговлей, наверное, начали заниматься для снижения себестоимости услуг?

09_2008_experement3.jpg
Александр Лысяков показывает, как закалялась сталь


Петр Вохомский
- Да, первичны были услуги - кос-метологический салон. Мы ведь из медицины пришли. Я хирург. Сейчас торговля работает более рентабельно, и из торговли мы берем средства для открытия новых салонов. По большому счету, рентабельнее было бы открывать магазины вместо салонов. Но мы начинали с салонов, и это нам близко и по душе.

Алексей Германов

- А вдруг захотите, скажем, кузницу построить? Или считаете это неправильным?

Петр Вохомский
-  У моих партнеров был опыт открытия общепитовской точки … Кстати, я тогда был против. Свернули ее. Лучше уж делать то, в чем разбираешься. Конечно, если упереться, то сделать можно все. А смысл? Во всем нужна сноровка, смекалка, тренировка.

Алексей Германов
- А что может послужить для вас весомым поводом диверсифицироваться?

Петр Вохомский
- Тут может быть две причины: либо возникла острая потребность, либо просто надоело то, чем занимаешься. Скорее всего, такое желание идет изнутри. Потому как экономически всегда есть куда развивать действующий бизнес. И потом, существует порог рентабельности. Известно, что люди продают целые заводы, чтобы деньги перевести из одних активов в другие, где прибыльней. Это с западной точки зрения. С другой стороны, хочется заниматься тем, что тебе больше нравится, даже если это менее прибыльно.

Алексей Германов
- Я общался со многими предпринимателями, и они говорили, что выбирали бизнес по душе, а не из расчета, сколько денег он приносит.

Петр Вохомский
-  Да. Это сейчас появились профильные бизнес-специальности, специальное бизнес-образование. А мы ведь все вышли из советских учебных заведений: распределение, работа, государство беспокоится, отработал, вышел на пенсию… А рынок заставляет шевелиться. И отсюда все пошло. Вот и я выбрал косметологию, потому, что мне это было близко по специальности.

Алексей Германов
-  Оксана, а как у вас начинался бизнес и почему вы решили его диверсифицировать?

Оксана Зайцева
-   Начиналось все с 10 швей-надомниц. Я ведь закройщик-модельер. Теперь у меня цветы, картины, дизайн-студия, галерея "Вдохновение". Я считаю, что как было у меня связано с красотой, так я по жизни и самовыражаюсь через бизнесы. И мне от этого хорошо, мне приятно, я люблю свою работу - она всегда новая. Я обязательно рассматриваю новые предложения, которые приходят.

Алексей Германов
- Любите разнообразие?

09_2008_experement4.jpg
Оксана Зайцева подготовила металл к ковке


Оксана Зайцева
-  Мне оно необходимо. А жизнь сама диктует, что нужно в данный момент. Это можно показать на примере нашей семьи. Муж у меня поехал однажды на охоту первый раз. Восстановил там храм, купил заброшенную ферму. Сейчас у нас растет фермерское хозяйство. Мы этого никогда не планировали. Оно так получилось. Жизнь всегда подсказывает, это нужно чувствовать. У кого-то одно предназначение, он идет по одной стезе и кайфует от этого. Для нашей семьи не существует ограничений. Вот недавно я столкнулась с кроликами и узнала, что их жир очень полезен, а это уже медицина, косметология…

Мясо мы продаем через клубную систему. В магазинах ведь без разницы, чем мы кормим этого кролика. Китайский он, бельгийский или еще вчера в нашем подсобном хозяйстве бегал свеженький - магазинам, к сожалению, это пока неинтересно. То же самое в кафе и ресторанах - дешевле идет китайский кролик, и нам предлагают сделать такую же цену. А мы ведь его свежей травой кормим, и таволга у нас цветет, экология… Продукта у нас мало и мы их специально выкармливаем. Теперь расширяемся. Строим еще ферму.

Алексей Германов

-  А помимо кроликов, еще кого-то выращиваете?

Оксана Зайцева
-    Конечно. Барашков, бычков. Правда, массово пока только кроликов,
а остальное для своих. У нас уже зерно на продажу есть, сено. Никогда этим не занимались. Мы с мужем не деревенские жители. На следующий год запланировали мед, которого еще нет на Урале, - из таволги. У нас уже и комбайны, и сенокосилки есть. Правда, с кадрами там проблема - народ пьющий.

Алексей Германов
-  Елена, а у вас как развивался бизнес?

Елена Моисеева
- Изначально мы занимались оптовой торговлей продуктами питания, потом перешли на общепит, затем стали производить хлеб.

Алексей Германов
- Значит у вас тоже вертикальная диверсификация?

Елена Моисеева
-  Не совсем. Просто было ощущение, что выработали тему, неинтересно стало. Мы с мужем, как и Оксана с супругом, исходим из интереса. Если пропадает заинтересованность, оставляем бизнес в каком-то стабильном состоянии. Мы его не закрываем, но начинаем что-то новое. Видимо, русский человек не может без какого-то куража. Наши люди исходят из внутренних посылок. В том и отличие русского менталитета от западного. Там оценивают запросы рынка, исследуют, тогда решают, мол будем делать то-то. Мы теперь формируем сеть магазинов одежды, обуви эконом-класса. И делаем это по-западному.
Знаем, что такой продукт нужен, значит и сегмент этот интересен. А у большинства все делается "по коленке" - вбухиваются деньги, а дальше начинается работа по интуиции.

Дмитрий Соколов
- А откуда взялось мнение, что на Западе делается по-другому? Думаешь, Билл Гейтс прежде чем компьютеры в гараже собирать, делал маркетинговые исследования?!

Оксана Зайцева

-  Наши люди есть везде! Предприниматель - это межнациональное понятие!

Дмитрий Соколов
-  Есть, наверное, наследственные состояния, когда люди думают, как приумножить. Так скажем, - инвесторы. Они постоянно думают, во что вложить деньги. А изначально эти состояния возникают из интереса: человеку нравится чем-то заниматься, он в этом успешен. Так и на Западе, и у нас.

Алексей Германов
-  Получается, есть состояние предпринимателя, а есть состояние инвестора?

Петр Вохомский
-  Если раньше мы рассматривали ресурсы (деньги, люди, материальная база), то теперь оцениваем еще и ресурс предпринимательской способности. Я как инвестор могу не иметь семи пядей во лбу, но могу предположить, что вот этот человек может сработать очень грамотно и хорошо. Тогда я буду ему платить хорошие деньги, и он разовьет мой бизнес. Со временем, наверное, перейдем на инвестирование.

Алексей Германов
-  У нас многие предприниматели привыкли, чтобы бизнес был на кончиках пальцев. А некоторые передают управление менеджерам. Правильно это?

Петр Вохомский
-  Можно передавать управление менеджерам, но нужен постоянный контроль. Если человек не контролирует бизнес, то, как правило, может его потерять.

Алексей Германов
-  А вот новое направление, диверсифицированное, можно отдать менеджеру?

Петр Вохомский
- Этот работник может заниматься набором персонала, исследованием, закупом оборудования… Полностью нельзя. Должен быть контроль ключевых моментов.

Алексей Германов
-  Елена, а как все же из производства хлеба вы переквалифицировались на продажу одежды и обуви? У вас это выросло из оптовой продажи продуктов?

Елена Моисеева
- Нет. Оптовый бизнес мы продали. А на эти деньги создали производство хлеба. Тогда нам это было интересно. А сейчас хлеб остается, а мы на кредитные деньги организуем новое направление. Хлебопекарня у нас как залог выступает.

Алексей Германов
-  Вы считаете, такая "латеральная" диверсификация не страшна для старого бизнеса? Ведь и ресурсы, и внимание отвлекаются.

Елена Моисеева
- Не страшна. Там у нас действует контроль над бизнесом и ключевыми фигурами, а сами мы занимаемся новым направлением.

Алексей Германов

- Дмитрий, а вы как пришли к осознанию того, что пора диверсифицировать свой бизнес? Кстати, для всех присутствующих сообщаю, что Дмитрий на нашей сегодняшней встрече самый крупный "диверсификант". У него и оптовая торговля, переходящая в розницу, и несколько латеральных бизне-сов: издание журнала, лакокрасочный цех (бренд OZON-aqua), общепит…

Дмитрий Соколов
- А я в бизнесе ориентируюсь как раз на менеджеров. Если встречается человек, и я вижу, что какой-то бизнес ему интересен, то я вкладываю деньги. Получается, что инвестирую не в конкретный бизнес, а в человека.

Алексей Германов

- И эта тактика оправдывает себя?

Дмитрий Соколов
-  Не всегда. Просто подходит период, когда в основном бизнесе ты достигаешь апогея по тем или иным не зависящим от тебя причинам. И заработанные деньги имеешь возможность вложить во что-то еще. Вот с общепитом у меня был просто интерес создать кафе. С журналом тоже - это не коммерческий проект, а бизнес больше для души. А с лакокраской вышло так: я искал, скорее, деревообрабатывающий бизнес, а встретил интересного человека, который может классную краску делать, и мне показалось интереснее вложить деньги в него. И потом, диверсификация существует для того, чтобы "яйца были не в одной корзине". У меня, например, есть и оптовая торговля, и розница. Ну, перестанет работать опт, будем у других брать. Розница все равно останется.

…Наш разговор прервал Александр
Андреевич Лысяков: - Не пойму, о чем вы говорите, наверное, слова нужные, серьезные…

И начал вручать нашим гостям обереги для жизни и работы. Вот далек человек от наших проблем и счастлив своей работой. Делает ее, потому что любит. И быть предпринимаем, как мне кажется, - это тоже работа. И внутри него живет что-то, заставляющее двигаться и двигаться вперед.
 

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100