Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Во-первых: Законодательный дым Печать E-mail

10_2008_voperv5.jpg
В апреле Россия присоединилась к Рамочной конвенции по борьбе с табакокурением, в которую входят развитые страны Европы и Америки. В соответствии с этим в течение пяти лет наше законодательство относительно табачной продукции должно быть приравнено к европейскому. Первый законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму, однако участники рынка убеждены, что к сокращению числа курильщиков он точно не приведет.

Борьба с курением или сотрясание воздуха?

В октябре на рассмотрение в Госдуму будет представлен законопроект «Регламента на табачную продукцию». Суть его сводится к сокращению рекламы табачной продукции, увеличению предупредительной надписи на пачке и выводу из оборота понятий «легкие», «суперлегкие» и прочие. У экспертов некоторые из пунктов законопроекта вызывают недоумение.
— Сигареты различаются по своим свойствам, кто бы что ни говорил,— подчеркивает Александр Мазур,
коммерческий директор торговой компании «Оптима». — «Легкие» отличаются содержанием определенных веществ от «классических» и «суперлегких». На бутылках водки же не запрещено писать «мягкая», почему нельзя писать что-то подобное и на сигаретах? Да и вообще, обойти этот пункт — не проблема.
Законодательство не запрещает делить собственную маркировку товара на подвиды, чем некоторые компании, кстати, уже занимаются. — Вместо «легкие», на пачках сигарет можно напечатать «синий», «белый», «зеленый»… и любое другое слово, которое будет обозначать запрещенное к употреблению понятие. И тем не менее, по оценкам некоторых экспертов, бюджет малого предпринимательства затраты на ребрендинг могут серьезно пошатнуть. Следующий пункт — сокращение рекламы. По словам экспертов, это довольно старый ход, позволяющий сократить количество молодых компаний и предотвратить их появление на рынке.
— Одна американская компания, поставлявшая табачную продукцию еще со времен Союза, уже давно активно лоббирует сокращение рекламы табака, — объясняет Дмитрий Соколов, директор компании «Вестлайн».
— Сегодня рынок переживает период укрупнения, и, естественно, новые конкуренты никому не нужны. Устоявшиеся бренды сегодня и так имеют рынки сбыта, а рекламный бюджет тратят на выкуп пространства на полках.
— На мой взгляд, сегодняшние меры государства — это все что угодно, но только не борьба с курением! —убежден Петр Родионов, коммерческий директор компании «Апрель».

Законодательная монополизация

Чем крупнее рынок, тем сильнее желание держать наибольший процент этого рынка под своим контролем. По оценкам экспертов, сегодня российский рынок табачной продукции — один из крупнейших в мире.

— Ни в одной развитой стране нет такого количества марок табачной продукции, как в России, — указывает Петр Родионов. — Оборот нашего табачного рынка в разы превосходит аналогичный показатель в любой европейской стране.

Разумеется, получить все это в одни руки мечтает каждый игрок. Возможности реализации этой идеи, конечно, у всех разные. Как полагают участники рынка, для завоевания доминирующего положения требуются законодательные рычаги воздействия, доступ к которым есть далеко не у всех.

— Сегодня 80–85% рынка табачной продукции в России контролируется несколькими крупными компаниями, и укрупнение продолжается, — говорит Петр Родионов. — В перспективе на нашем рынке может вообще наступить если не полная, то очень близкая к этому монополизация.

Эксперты убеждены, что первым сигналом к сокращению фактических игроков на рынке стал закон об МРЦ. Запрет продавать табачную продук-

цию дороже определенной стоимости привел к тому, что клиенты дистрибьюторов — магазины и торговые сети стали предпочли выставлять на полки более дорогие сигареты.

—  Продав, к примеру, пачку «Примы», магазин получит условные 5 рублей выручки, — объясняет ситуацию Петр Родионов, — А, если с этого же полко-места уйдет пачка «Парламента», то выручка уже будет 50 рублей. Занимать место дешевым товаром с нулевой рентабельностью никто не станет.

Еще один положительный для крупных компаний момент — это постепенное повышение акцизов, они, согласно условиям Рамочной конвенции о борьбе с табакокурением, которую подписала Россия в апреле сего года, в течение пяти лет должны быть приравнены к европейским.

Как отмечают участники рынка, сегодня в Европе средний акциз на табачную продукцию составляет 67%. Добавьте к этому МРЦ и получите фактическое сокращение чистой прибыли.

—  Крупные компании могут позволить себе работать с низкой рентабельностью благодаря своим объемам и покрываемой территории, — поясняет Александр Мазур. — Соответственно, малые предприятия в большей степени ощутят негативные последствия увеличения налогов.

Между нами

Безусловно, такие меры на руку некоторым, по слухам, прогосудар-ственным компаниям. По некоторым данным, одной из таких является табачный дистрибьютор «Мегаполис», контролирующий около 70% рынка табачной продукции в России, имеющий эксклюзивное право на дистрибуцию продукции «Филипп Моррис», GTI, «Лигетт-Дукат», Ярославской табачной фабрики и «Империал табако». А ведь это все крупные производители, кроме БАТ, эксклюзивным дистрибьютором которой является компания СНС. Причем среди табачников давно ходят слухи, что «Мегаполис» пытается отобрать у СНС и этот лакомый кусочек. ФАС же почему-то не замечает монополизации табачной торговли.
 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100