Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Купи-продай: Как выстоять торговле? Печать E-mail

kupi-prodai1.jpg
Чтобы устоять перед снижением покупательского спроса и сюрпризами банковского кредитования, предприятиям сферы торговли придется пересмотреть ассортимент, сократить расходы и рассчитывать только на собственные силы.

Кризис кризисом, а обед — по расписанию

Дома на кухне, на конференции или в рабочем кабинете — в последнее время повод для разговора один. На некоторых предприятиях руководство даже накладывает табу на произношение вездесущего слова на букву «К». Между тем во многих екатеринбургских магазинах последствий кризиса пока не видят. Как отмечает владелец сети супермаркетов «Кировский» Игорь Ковпак, ежедневно руководству предприятия адресуют многочисленные вопросы о повышении цен на продукты, однако никакого повышения в ближайшее время продуктовая сеть не планирует. Для удорожания продуктов поводов пока просто нет.

И со спросом, по словам владельцев, у торговых предприятий все в порядке. Так, в сети аптек «Здравник» нам сообщили, что выручка в октябре не опустилась ниже уровня, запланированного еще летом. А в некоторых торговых предприятиях и вовсе потирают руки в предвкушении роста продаж. Например, по словам директора фирмы «Аймакс текнолоджи» Эдуарда Дмитриева, в его компании фиксируют повышение числа проданных компьютеров и другой недешевой техники. Как поясняет руководитель, горожане, вероятно, опасаются значительного роста цен и стараются пораньше сделать важные покупки.

Свежесть первая — она же последняя

Опасения людей не напрасны. По мнению участников рынка, на многие группы товаров цены, действительно, взлетят. В том числе подорожает и техника. В компьютерных магазинах отмечают, что розничные цены на те же ноутбуки увеличатся, по меньшей мере, на несколько сотен рублей, на дорогостоящие модели — на несколько тысяч.

Подорожают и продукты питания, значительная часть которых ввозится к нам из-за границы. Учитывая это, фирмы, специализирующиеся на продаже продовольствия, пытаются опередить ситуацию, закупая продукты «про запас».

— Правда, запастись надолго можно только алкогольной продукцией, поскольку ее срок годности не ограничен, — сетует директор екатеринбургского магазина «Делис» Татьяна Пестерева. — Другие продукты, и деликатесы в первую очередь, должны лежать на прилавках свежими. Об экономии тут не может быть и речи.

Зато эксклюзива в ассортименте, вероятно, станет меньше. Кроме того, предприятия откажутся от экспериментов с покупательским спросом и предпочтут им торговлю проверенным товаром, который не залеживается на полках.

Затянуть пояса, или Зубы на полку?

Еще один бурно обсуждаемый «подарок» экономического кризиса — недостаточная ликвидность банков и, как следствие, несговорчивость кредитно-финансовых организаций.

— Шансов пережить кризис не будет у ритейлеров с высокой долговой нагрузкой, — считает Марина Лачихина, генеральный директор сети супермаркетов «Елисей». — Высокая закредитованность — следствие чрезмерно активного роста и невнимания к оценке эффективности своего бизнеса. Когда у компании отношение долга к показателю EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) на уровне 6–10 — ей уже ничто не поможет. Торговые предприятия, которые оказались в полной зависимости от банковских кредитов, пытаются занимать у поставщиков, требуя отсрочку платежей за товар до трех месяцев, портят с ними отношения и теряют ассортимент.

Чтобы выжить собственными усилиями, предприятиям придется сократить расходы. Многие уже «затянули пояса». Так, компания «Аймакс текнолоджи» значительно урезала рекламный бюджет, а также отказалась от планов открыть несколько новых магазинов. Тем временем в екатеринбургской сети магазинов «Планета книг», как сообщает

Данил Рогозинников, заместитель директора сети, решили приостановить развитие непрофильных отделов. А на книжных полках место найдется только хитам продаж и тем изданиям, которые заказывают сами покупатели.

Еще об одном способе уменьшить расходы предприятия — сокращении штата — участники рынка говорят более сдержанно. Так, Максим Буров, директор компании «УралОпт», отмечает, что количество работников в штате оптимально. А Виктор Ганиенко рассказывает, что в компании «Ро-бек» избавляются от кадрового «балласта» за счет регулярной аттестации сотрудников. Но, по словам директора, эта мера не связана с экономическим кризисом, поскольку применялась и задолго до него. Тем не менее специалисты, ведущие учет вакансий и резюме в Екатеринбурге, свидетельствуют, что отток кадров из сферы торговли все же наметился. Как видно из таблицы (см. ниже), год назад все специальности отрасли были дефицитными. Тогда на десять вакансий приходилось всего три-пять претендентов. Однако после того как торговые предприятия начали урезать штат своих сотрудников, ситуация изменилась. По данным компании HeadHunter, еще в августе 2008 года в розничной торговле Уральского региона количество резюме чуть уступало объему вакансий, но уже в октябре вакансий оказалось едва ли не вдвое меньше, чем соискателей .

Жизнь по средствам

К кризису екатеринбургские предприятия пришли с разным опытом. Так, «старожилы» в сфере торговли, преодолевшие экономический кризис 1998 года, в ту пору многому научились. Для новичков отрасли нынешний кризис станет совершенно новым и, возможно, непреодолимым испытанием. Чтобы «остаться на плаву», молодым участникам рынка следует перенять у старших коллег правила бережливого и расчетливого ведения бизнеса.

И одно из важнейших — жить по средствам. К примеру, сеть супермаркетов «Кировский» действует на Среднем Урале более двух десятков лет. За эти годы предприятие открыло более ста супермаркетов, причем исключительно на собственные деньги. Владелец сети Игорь Ковпак уверен: если бы «Кировский» открывал новые супермаркеты за счет банковских кредитов, торговых точек в сети было бы намного больше. В качестве примера бизнесмен приводит одну из конкурирующих продуктовых сетей, открывшей за восемь лет своего существования более 60 торговых точек именно за счет привлечения заемных денег. В нынешних условиях, когда банки ужесточили условия кредитования, да и возвращать кредиты все сложнее из-за нехватки собственного капитала, такая «скороспелая» стратегия может оказаться нежизнеспособной. Зато куда больше шансов выжить у тех предприятий, которые надеются только на свои силы.

Виктор Ганиенко убежден, что предпринимателей, которые научились жить по средствам, кризис не затронет. Но некоторым предприятиям все же придется уйти с рынка или войти в состав более крупных его участников.

— Финансовый кризис заставил аналитиков пересмотреть свои прогнозы развития различных форматов торговли. Гипермаркеты, от которых еще полгода назад ожидали бурного роста, в кризисной ситуации теряют покупателей, тогда как дискаунтеры и «магазины у дома», наоборот, получили шансы для активного развития, — уверена Марина Лачихина.

По всей видимости, последние изменения в экономике страны установят новый порядок в сфере торговли, сделают ее более гибкой и организованной. 

kupi-prodai12.jpg
Если величина соотношения превышает единицу, то резюме соискателей больше, чем вакансий компаний-работодателей. Соответственно, если величина меньше единицы, то спрос на специалистов превышает число резюме. Данные предоставлены рекрутинговой компанией HeadHunter.

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100