Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Купи-продай: Кто вылечит зообизнес? Печать E-mail

01_2009-45.jpgВ магазинах зоотоваров пустуют прилавки: продавать лекарства для животных можно только по лицензии

Рынок зоотоваров с недавнего времени охватил переполох: закон постановил продавать лекарства для животных только по лицензии, а зоомагазины ее до сих пор не получили и убрали препараты с полок. Но к велению законодателей, как водится, прислушались не все участники рынка — часть из них продолжает выполнять функции ветеринарных аптек.

На страх и риск

В Екатеринбургском метрополитене среди ларьков, где продают «мелочь», — от телевизионных пультов до канцелярских принадлежностей — притаился маленький киоск зоотова-ров. Его витрины заставлены кормами, а также шампунями, антиблошиными ошейниками, витаминами и прочими товарами для животных. Здесь недавно мне довелось подслушать примечательный диалог продавца и покупателя. У окошка стоит девушка, покупает один из ветеринарных препаратов и попутно рассказывает продавцу о том, что у нее захворала кошка. В поисках лекарств, выписанных в ветеринарной клинике, хозяйка обошла несколько магазинов, но везде развели руками: препараты для животных запретили продавать до получения соответствующей лицензии.

— У нас тоже нет лицензии, а потому торгуем лекарствами на свой страх и риск, пока до нас не дошли прокурорские проверки, — откровенничает продавец.

Поблагодарив за покупку, девушка уходит, а у меня возникает вопрос: почему в таком мегаполисе, как Екатеринбург, стало трудно купить микстуру для четвероногого любимца? И насколько безопасны для здоровья животных лекарства, купленные в киоске?

В собственном соку

Первые частные магазины по продаже зоотоваров в Екатеринбурге появились в 1990-х. Сейчас в городе действует, по разным оценкам, от 120 до 200 торговых точек. Но в распоряжении большинства участников рынка — по одному-единственному магазину. Чтобы пересчитать крупные розничные сети, хватит пальцев одной руки. Среди них — сети зоомагазинов «Матроскин», «Заповедник», сеть ветеринарных аптек «Согласие». Причем екатеринбургский рынок почти полностью контролируют местные фирмы. Инорегиональные крупные сети не проявляют к Екатеринбургу большого интереса, и представлены в столице Урала лишь одним-двумя небольшими магазинами (например, московская сеть «38 попугаев»).

Косточка с хозяйского стола

Как считает Евгений Салок, заместитель директора сети «Заповедник», в Екатеринбурге на одно домашнее животное в среднем приходится 500 рублей ежемесячных затрат. А директор сети «Матроскин» Ольга Зятева более оптимистична в своих оценках. По ее расчетам, в уральской столице из семейного бюджета на товары для собаки или кошки выделяется около 700 рублей.

Мировой кризис вынудил хозяев заметно снизить траты на питомцев. Горожане стали меньше денег тратить на продукты, что уж говорить о расходах на еду для собак и кошек.

— Ощутимо снизились продажи кормов, еще значительнее упали продажи витаминов, игрушек для животных, — рассказывает Ольга Зятева и приводит пример: раньше пользовались спросом ошейники со стразами для собак, стоимостью 800-1200 рублей. А теперь покупатели чаще всего выбирают более дешевые, простые ошейники за 150 рублей.

Основу заработка в этом бизнесе составляет продажа кормов для животных. Но этот «пирог» магазинам зоото-варов приходится делить с продуктовой розницей. И те и другие получают корма главным образом от зарубежных производителей (доля отечественных фирм в производстве кормов очень незначительна) по одинаковой цене. Но розничные сети за счет больших объемов продаж делают на них минимальную наценку. А специализированные магазины не могут пойти на такой шаг, потому и теряют самых экономных покупателей.

Чтобы выжить, эти торговые точки вынуждены торговать всеми возможными видами товаров для животных — от одежды и обуви, до игрушек и лежанок. Витамины, лечебные шампуни и лекарства до недавних пор дополняли ассортиментную линейку.

Одна крупная немецкая компания, владеющая несколькими зоомаркетами в Европе, намеревалась в 2008 году зайти на российский рынок. Но в последний момент передумала. Видимо, иностранные маркетологи выяснили, что покупательский спрос на рынке зоотоваров в России пока еще крайне низок.

Естественный отбор

01_2009-46.jpgО том, чтобы сделать рынок зоотоваров более профессиональным, российские власти позаботились еще в прошлом году. В июле 2007 года были внесены поправки в Положение о лицензировании производства и оборота лечебных ветсредств. В результате этого с августа 2008 года все магазины, торгующие медикаментами для животных, обязаны иметь соответствующую лицензию. Тут же выяснилось, что лицензию получат только те участники рынка, у которых достаточно опыта и финансовых средств для профессионального ведения бизнеса.

Так, для получения лицензии на торговлю ветпрепаратами в каждом из магазинов продавцы должны иметь фармацевтическое или ветеринарное образование и так называемые сертификаты специалиста. Более того, специалисты должны проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

Еще одно условие, предъявляемое предпринимателям, — соответствие помещения, в котором ведется торговля ветпрепаратами, всем санитарным нормам. В частности, достаточно большой должна быть его площадь. Между тем уже получили отказ в выдаче лицензии два зоомагазина в соседнем Челябинске: они вели торговлю на площади всего в 10 и 12 кв. метров соответственно. Вполне возможно, что и в Екатеринбурге грядет пора отказа от торговли лекарствами для животных. К примеру, площадь упомянутого в начале статьи киоска зоотоваров, расположенного в метрополитене, явно не превышает пяти квадратных метров…

Но и это еще не все. Желающий получить лицензию на торговлю лекарствами для животных обязан хранить ветпрепараты на складе отдельно от другой продукции. Для этого придется соорудить в помещении кирпичную стену, оборудованную железной дверью и сигнализацией. Участники рынка, опрошенные «Товарным рынком», признаются, что «апгрейд» магазина обойдется, по меньшей мере, в несколько десятков тысяч рублей. И такие расходы они пока понести не готовы.

Для получения лицензии на торговлю ветпрепаратами в каждом магазине по продаже зоотоваров продавцы должны иметь фармацевтическое или ветеринарное образование и так называемые сертификаты специалиста.

Повод выставить пса за дверь

Очевидно, идея лицензирования рынка зоотоваров состояла в том, чтобы вывести его на новый уровень. Некоторые самые мелкие, непрофессионально работающие торговые точки, предположительно, вынуждены будут закрыться, а в оставшихся магазинах можно будет делать покупки, не опасаясь за здоровье своих питомцев. Но на практике все оказалось намного сложнее.

Так, оформление документов на получение лицензий затянулось на чересчур долгий срок. Сейчас разрешение на торговлю ветпрепаратами имеют всего несколько магазинов в Екатеринбурге. А большинству точек пришлось убрать с полок лекарства для животных. Ожидать получения лицензии придется, вероятно, еще пару месяцев.

Руководитель Управления ветеринарии Екатеринбурга Любовь

Бузанова уверена в том, что ничего страшного не случилось. По ее словам, ветеринарные препараты можно заменить аналогичными, которые предназначены для лечения людей и продаются в обычных аптеках. Но, как отмечают в зоомагазинах, замена найдется не всем лекарствам. Не имеют аналогов, например, комплексы витаминов или вакцины для кошек и собак. Владельцы животных ищут другие способы приобретения необходимых препаратов. На городских интернет-форумах уже идет обмен медикаментами.

Лицензия на ошейник от блох

01_2009-47.jpgБеспокойство участников рынка вызывает еще одна неувязка в законодательстве. Как отмечает директор магазина зоо-товаров «Четыре лапы» Елена Новгородцева, в реестр лекарственных препаратов, подлежащих лицензированию, вошли и профилактические средства (например, спреи и антиблошиные ошейники), которые покупатель может использовать без назначения врача. Поэтому средства ухода за животными следует включить в общий список гигиенических средств, реализация которых возможна без лицензии.

Между тем, по словам Елены Новгородцевой, магазины торгуют и другими зоотоварами, которые без консультации врача могут быть опасны для животных. Даже противоглистное средство при неправильной дозировке может нанести вред домашнему любимцу.

К тому же никто не знает наверняка, какие медикаменты продаются в мелких, никем не учтенных точках торговли зоотоварами, и есть ли профильное образование у работающих там продавцов. Возможно, у них и лицензию никто не спросит, поскольку проверки до них просто не дойдут. Есть опасения, что такие торговцы не будут оформлять документы для получения лицензии и уйдут в «тень», продолжая торговать ветпрепара-тами с нарушениями. Скорее всего, остановить этот процесс смогут не контролирующие службы, а сами покупатели. Если любимая собака или кошка, не дай Бог, захворает, сердобольная хозяйка отправится за микстурами и таблетками все же не в первый попавшийся ларек, а в надежный, официально работающий магазин
 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100