Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Акцент: В агентство по кадрам не нужно ходить, Дешевле и проще — за партой растить! Печать E-mail

01_2009-48.jpg

В условиях кадрового дефицита единственный способ обеспечить предприятие квалифицированными сотрудниками — инвестировать в их подготовку еще со студенческой скамьи. Социальное партнерство бизнеса и учебных заведений дает такую возможность, но таит в себе ряд опасностей. Кто должен компенсировать бизнесу возникающие риски, каковы условия сотрудничества предпринимателей с вузами и как привлечь эффективных работников в сферу потребительского рынка?

Два дня учебы — и за прилавок

В последнее время некоторые предприятия из-за финансовых трудностей прекращают набор новых сотрудников и сокращают штат. Однако в сфере торговли и пищевого производства по-прежнему наблюдается нехватка персонала, прежде всего, рабочих специальностей. Так, по данным, полученным с сайта департамента государственной службы занятости населения Свердловской области, с 7 по 27 декабря предприятия Екатеринбурга подали заявки о приеме на работу 62 продавцов (как продовольственных, так и непродовольственных товаров), 89 поваров, 20 официантов, 23 кассиров.

Одна из причин кадрового дефицита в том, что предприятиям становится все сложнее набирать в нужном количестве толковых молодых специалистов, которые могут сменить сотрудников, уходящих на пенсию. Как поясняет Владимир хрипанюк, директор Профессионального училища по подготовке работников торговли, с каждым годом в средние специальные учебные заведения приходит все меньше школьников.

В свою очередь, сами предприятия при поиске сотрудников используют различные уловки. Так, по словам Владимира Хрипанюка, в некоторых торговых сетях Екатеринбурга разработали собственный курс обучения новых продавцов. Главная его особенность — непродолжительность: программа рассчитана на два-семь дней.

— Сделать хороших продавцов из людей без опыта работы, а иногда и без образования, за два дня невозможно! Такой работник даже не сможет ответить на вопросы покупателей, касающиеся того или иного товара. О возможности карьерного роста в таких случаях и речи быть не может, — уверен собеседник «Товарного рынка».

Работодатель, вступая в партнерские отношения с учебным заведением, берет на себя нелегкую обязанность участвовать в учебном процессе.

Дружба поневоле

Проблема еще и в том, что традиционные способы набора сотрудников, к примеру, по объявлениям в газетах, с помощью рекрутинговых агентств, в ситуации кадрового дефицита перестали работать. Во-первых, они подразумевают знакомство работодателя с потенциальным сотрудником только на собеседовании при приеме на работу, и времени для оценки профпригодности кандидата просто нет. Во-вторых, услуги рекру-тинговых компаний стоят достаточно дорого и не гарантируют желаемого результата.

Вложения в сотрудника, который не будет эффективным, — это безвозвратные потери, подтверждает руководитель Центра «Фабрика управляющих проектами» Яна Ведерникова.

Всех этих рисков позволяет избежать еще один способ набора сотрудников — социальное партнерство предприятий с учебными заведениями.

Директор Екатеринбургского торгово-экономического техникума Владимир Протасов рассказал, что активное развитие социального партнерства бизнеса и учебных заведений в уральской столице началось около трех лет назад. Именно тогда участники потребительского рынка начали понимать, что без сотрудничества с техникумами, училищами и вузами эффективных работников найти непросто.

Кадровый голод, как говорится, не тетка. Именно он заставляет торговые предприятия выстраиваться в очередь за практикантами. Например, Владимир Хрипанюк заявки от магазинов, регулярно поступающие в училище, вынужден пока складывать в рабочий стол – на всех желающих работодателей просто не хватает студентов. По его словам, сложившаяся ситуация дала учебным заведениям возможность выбирать социальных партнеров. Иной бизнесмен готов и деньги за практикантов заплатить, и добавку к стипендии им назначить, но получает отказ, потому что, например, по каким-то параметрам не соответствует учебной программе.

01_2009-49.jpgЭкзамен для работодателя

Социальное партнерство предусматривает материальную помощь работодателя в организации обучения студентов. От социального партнера, как правило, требуется обеспечить студентам хорошую производственную практику на предприятии. В «пакет для студентов» входит помощь куратора — опытного сотрудника фирмы, который в ущерб собственному рабочему графику возьмет шефство над практикантами. В таком «пакете» есть бесплатное горячее питание, иногда вознаграждение для лучших практикантов (чаще всего в размере студенческой стипендии). Кроме того, социальный партнер оказывает материальную помощь самому учебному заведению — выплачивает денежное вознаграждение за каждого направленного на предприятие практиканта или оснащает заведение современным оборудованием.

К примеру, директор профессионального училища «Русская булка» Григорий Мельников с удовольствием называет перечень различного оборудования, которым с училищем «Русская булка» поделились предприятия-партнеры. Тут и электронные весы, и дистиллятор для лаборатории, а для участия студентов-пекарей в профессиональном конкурсе будущие работодатели предоставили сырье для тренировок в приготовлении хлебных изделий — солод, закваски и другие ингредиенты. Довольны были все: предприниматели больших затрат не понесли (тот же дистиллятор, к примеру, стоит менее 10 тыс. рублей), зато смогут принять на работу настоящих профи. А учащиеся получили все необходимое для оттачивания своего мастерства.

Тем не менее социальное партнерство денежными затратами не ограничивается. Работодатель, вступая в партнерские отношения с учебным заведением, берет на себя нелегкую обязанность участвовать в учебном процессе. Разумеется, преподаватели не могут заставить директора фирмы выслушивать ответы студентов на выпускных экзаменах, но без этого кандидатов для приема на работу выбрать сложно.













Инвестиции исчезнут в Китае?

01_2009-50.jpgМежду тем наличие определенных рисков для предприятий сдерживает развитие социального партнерства в Екатеринбурге.

Так, бизнес опасается участвовать в социальном партнерстве, поскольку это может быть связано с ущербом для предприятия. Индивидуальный предприниматель Елена Зенкова (занимается производством верхнего вязаного трикотажа под торговой маркой «Тео») рассказывает, как она взяла на практику нескольких студенток. Оказалось, они не имели опыта в работе с новым дорогостоящим оборудованием, поэтому испортили его.

Руководители учебных заведений парируют: предприятиям-партнерам следует не только организовывать практику студентов, но и помогать училищам и колледжам в переоснащении оборудования. Зачастую в учебных классах студенты пользуются устаревшей техникой, и на предприятиях им приходится заново осваивать сложное современное оборудование.

Но в большей степени участников потребительского рынка пугает риск потерять обученного за счет предприятия сотрудника: неизвестно, долго ли выпускник проработает в компании, которая потратила немало сил на его обучение и придет ли на это предприятие вообще?

Один из предпринимателей с возмущением рассказывает:

— За счет компании мы оплатили обучение в Архитектурной академии одного очень перспективного дизайнера. Затраты составили ни много ни мало 200 тыс. рублей. После окончания вуза дизайнер проработала у нас год, и мы отправили ее на международную выставку в Москву представлять интересы компании. И что вы думаете? Переманили в Китай! Удержать ее не помогли ни уговоры, ни заключенный договор. На прощание дизайнер заявила: «Обращайтесь в суд, пишите во все инстанции — все равно меня не найдете!» Вот такая благодарность за обучение.

А владелец ресторана «Вечера на хуторе» Олег Ананьев ищет сотрудников самостоятельно, а затем доучивает в процессе работы. Доплачивать деньги учебным заведениям за то, чтобы те подготовили, к примеру, повара для работы в определенном ресторане, бизнесмен считает бессмысленным занятием. По мнению предпринимателя, специалист может в любое время беспрепятственно уйти на другое место работы.

— Правоприменительная практика в России несовершенна. Договор между предприятием и выпускником не гарантирует, что вчерашний студент будет работать именно в той фирме, которая инвестировала его обучение,– считает Олег Ананьев.

Дело государственной важности

В учебных заведениях не отрицают, что работодатель рискует остаться без обученного на свои деньги сотрудника. Но приводят свои расчеты: даже за время производственной практики на предприятии студент-старшекурсник, как правило, «отрабатывает» вложенные в него деньги. Знают об этом и в крупных торговых сетях. Исполнительный директор торговой сети «Звездный» Светлана Лясс считает успехом для предприятия, если за год на работу устроятся хотя бы четверо из ста учеников, прошедших в торговой сети практику.

— Для нас это рабочие руки, пусть даже на небольшой срок, — делится мнением Светлана Лясс. — Поэтому предприятие выплачивает студентам прибавку к стипендии, обеспечивает их бесплатным горячим питанием, а также платит учебному заведению за каждого направленного в торговую сеть практиканта. Все эти затраты окупаются за счет работы студентов. К тому же появляется возможность выбрать лучших из них для зачисления в штат.

Пример торговой сети «Звездный» лишь подтверждает факт, что активными социальными партнерами учебных заведений становятся, главным образом, крупные игроки. Опрошенные корреспондентом «Товарного рынка» руководители учебных заведений называли в числе своих основных социальных партнеров как раз крупные предприятия. А малый бизнес на пути к социальному партнерству останавливает опасение потратить деньги впустую, в то время как на счету каждая копейка.

Действительно, становясь настоящими социальными партнерами учебных заведений, предприятия, по сути, выполняют работу государства — пусть и для себя, но доучивают выпускников. Поэтому властям следовало бы каким-то образом поощрять социальных партнеров образовательных учреждений. Так, Владимир Протасов предлагает ввести налоговый вычет для предприятий на ту сумму, которую они потратили на помощь учебным заведениям. Возможно, такая мера послужила бы хорошим стимулом для малого и среднего бизнеса к тому, чтобы принять активное участие в социальном партнерстве.

Возможности социального партнерства пока активно осваивают лишь крупные торговые сети. Малый бизнес на пути к нему останавливает опасность потратить деньги и время впустую.

 

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100