Архив журнала
Архив номеров
О журнале
О журнале
Особое мнение
Архив номеров
Главное меню
Главная
Контакты
Поиск
Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

 

Пробки на Яндекс.Картах

 

 

 

 

   

 
Акцент Печать E-mail

Пример изображения

Сырые меры для сухого молока

Через полгода на прилавках станет меньше молока, — шепчутся в очереди покупатели. Подобные слухи вызвал подписанный президентом России Техрегламент, запрещающий продавать восстановленный продукт под видом молока. Пока покупатели обеспокоены возможным повышением цен на натуральное молоко, законодатели уверяют, что мера направлена, в первую очередь, на помощь потребителям, мнения которых, впрочем, никто, как водится, не спросил.

 

Молочные реки в законных берегах

14 июня Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». По новым правилам, молоком в России может называться только то, что производит корова, а так называемое «восстановленное молоко» будет именоваться молочным напитком. Всего же вводится 102 наименования молочной продукции, и в соответствии с ними будет производиться маркировка тары. Таким образом законодатели стремятся устранить обман, существующий при продаже молочной продукции. Как отмечают юристы, ознакомившиеся с техрегламентом, сама по себе его идея очень хороша, поскольку предоставляет потребителю наиболее полную информацию о товаре.
— Одна из целей регламента — предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей, и обеспечить достоверность информации, которую производитель молочной продукции доводит до сведения покупателей, размещая ее на упаковке, — уверяет ведущий юрист группы правовых компаний «Интеллект-С» Александр Маслов. — Законодатель уделил большое внимание и подробно пропи-сал правила информирования потребителя о наименовании товара, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции. Вся эта информация должна максимально соответствовать действительности.
Специалисты заключают, что «молочный регламент» дал достаточно подробные определения 102-х понятий в сфере производства и оборота продукции, так или иначе связанной с молоком. Однако юридические компании все же выявляют факт существования определенных пробелов в регламенте.
Пробелы в регламенте

— Исходя из положений «молочного регламента», можно сделать вывод, что большая часть натурального молока будет называться «молоко обезжиренное», — говорит директор юридической компании «Юс Когенс» Светлана Корабель, — Вообще, к натуральным продуктам должно быть отнесено также «молоко питьевое» — «молочный продукт, изготовленный из сырого молока». Такое упущение позволяет производить «питьевое молоко» с привлечением ненатуральных ингредиентов. Кроме того, в регламенте существует множество определений различных «молочных продуктов», однако одного общего определения нет.
По словам Александра Маслова, «молочный регламент» — необычный закон.
— Он похож на подробную инструкцию с примерами и детальной регламентацией отдельных действий участников молочного рынка. Это, — считает эксперт, — является несомненным плюсом закона, поскольку, чем детальнее правовое регулирование, тем меньше возможностей для злоупотреблений.
— Из регламента неясно, как именно будет происходить «обязательное подтверждение подлинности» натуральной продукции, — говорит Светлана Корабель, — Судя по всему, продукция будет проходить некую экспертизу. Добавится работы контролирующим организациям, могут увеличиться штрафы за несоответствие ГОСТу. Однако ничего этого почему-то не прописано в регламенте.
— К сожалению, строгость российских законов обычно компенсируется необязательностью их исполнения, — говорит Александр Маслов, — поэтому будем надеяться, что Правительство РФ разработает эффективные меры по контролю над соблюдением «молочного регламента» с целью свести к минимуму возможности производителей уклоняться от его требований.
Разница между сухим и мокрым
Депутаты твердят в один голос, что Техрегламент направлен, прежде всего, на помощь потребителю. Однако ольга яцкевич, помощник генерального директора оао «екатеринбургский Молочный завод № 1» уверяет, что существует достаточно большое количество покупателей, которых вообще не волнует, натуральное молоко они покупают или восстановленное.
— Подобная регламентация уже имела место, — говорит эксперт, — когда запретили писать слово «масло» на продуктах, содержащих растительные жиры. Ситуцию на рынке эта мера особо не изменила. Как в вопросе с маслом, так и с молоком, инициатива шла от государства, а не от потребителя, — заключает Ольга Яцкевич.
— По своим полезным свойствам восстановленное молоко, конечно, уступает натуральному, — рассказывает главный технолог оао «екатеринбургский Молочный завод № 1» Татьяна Кузьмина. — Продукт доводится до состояния порошка с помощью химической и термической обработок. Эта процедура, разумеется, убивает многие витамины. Однако никакого вреда организму продукт не несет. А польза от него безусловна, иначе зачем бы его покупали.
— Вообще, необходимо понимать разницу между сухим и восстановленным молоком, — отмечает председатель Союза потребителей российской Федерации Петр ЩЕЛИЩ. — Есть сухое молоко с добавлением химических элементов, а есть восстановленное — из высушенного натурального, созданного без использования посторонних веществ.
Как считают в Союзе потребителей Российской Федерации, восстановленное молоко не должно именоваться «молочным напитком», поскольку оно производится без использования отличных от молока компонентов.
— Необходимость принятия «молочного регламента» очень часто обосновывают существованием подобного законодательства в развитых странах, — продолжает Петр Щелищ, — Так в той же Европе к понятию «молочного напитка» восстановленное молоко не относится.

Ждать ли повышения цен?
По информации Минсельхоза, сейчас в России доля порошкового молока составляет около 13% от общего количества. Однако за последнее время в некоторых регионах страны отмечалось существенное снижение закупочных цен у производителей молока. Эксперты отмечают, что это связано с огромным количеством дешевого порошкового молока, которое было ввезено в Россию из Украины, Белоруссии и Китая. Как замечают специалисты компании «Молпродукт», в Свердловской области цена на то же белорусское сухое молоко примерно равна стоимости натурального, поэтому наши производители, конечно, предпочитают работать с последним.
Председатель Союза животноводов Урала Владимир Мымрин уверяет, что производство молока достаточно серьезно регулируется всеми участниками рынка. Это помогает не допустить демпинга со стороны порошкового молока. Говоря об изменении цен на прилавках после вступления «молочного регламента» в силу, эксперты указывают на его сравнительную безболезненность.
— Разговоры о том, что натуральное молоко резко подскочит в цене, а некоторые производители порошкового молока вообще уйдут с рынка, малосостоятельны, — считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко. — Сам по себе «молочный регламент» кардинально не повлияет на ценообразование. Да, вполне возможно, что он подстегнет спрос на ту продукцию, которая будет отнесена к натуральной, а это, в свою очередь, несколько скоординирует цены. Владельцы магазинов предполагают, что спрос на натуральное молоко обязательно повысит цены. Особенно это касается небольших магазинов, работающих с маленькими объемами, однако даже в таких торговых точках не склонны драматизировать ситуацию. — Натуральное молоко, конечно, будет дороже, но говорить о его дефиците или о серьезном скачке цен не стоит, — уверяет заместитель директора продуктового магазина компании «Альфа» Диляра Антипова. По ее словам, небольшая корректировка цен приведет разве что к переходу людей с более скромным достатком на более дешевую продукцию.

Спокойствие и только спокойствие
Как следствие вступления в силу нового закона специалисты прогнозируют увеличение производства натурального молока в Свердловской области.
— Повышение спроса на натуральное молоко сделает этот бизнес более привлекательным, — убежден Алексей Подоляко. — И даже если у существующих производителей не хватит возможностей серьезно увеличить производство, то в подобных условиях вполне может возрасти число самих молочных предприятий.
Это мнение поддерживает и Владимир Мымрин, указывая, что в ближайшее время на территории области будет построено еще 2–3 молочных завода.
По мнению участников рынка, спрос на порошковое молоко также особо не снизится. Возможно, его станут меньше покупать как непосредственно питьевой продукт, однако это далеко не единственная сфера его использования.
— Порошковое молоко очень часто заложено в рецептуру некоторых молочных, кисломолочных, кондитерских и прочих изделий. Спрос на него как на производственный компонент, безусловно, сохранится, — говорит Ольга Яцкевич.
Эксперты сходятся во мнении, что паника, создаваемая вокруг последствий «молочного регламента», беспочвенна.
— Безусловно, те предприятия, которые в производстве используют большую долю сухого молока, сегодня испытывают беспокойство: ведь после вступления регламента в силу называть такую продукцию «молоком» будет запрещено. Придется либо вкладывать средства в производство натурального продукта, либо искать пути снижения себестоимости продуктов из порошка, поскольку есть вероятность, что они снизятся в цене, — говорит Алексей Подоляко. — Рост спроса на натуральное молоко в любом случае заставит производителей восстановленного искать выходы. Один из них — это, на мой взгляд, внедрение новых технологий. Порошковое молоко должно как можно меньше отличаться по своим свойствам (в том числе по вкусу) от натурального, и «молочный регламент» подстегнет к этому, — делает вывод эксперт.

 

Предельный возрастПредельный возраст

Уже через пару месяцев может резко сократиться число тех, кто покупает вместо новой российской машины подержанную иномарку — правительство намерено ужесточить меры для их ввоза. Предложить альтернативу отечественным авто, возможно, скоро будет некому.


27 мая на одном из автомобильных заводов Владимир Путин провел совещание о перспективах развития автопрома. На встрече, в частности, говорилось и об ужесточении ввоза подержанных иномарок. Возможно, в течение двух ближайших месяцев существующий ныне «возрастной порог» в семь лет сократят до пяти.

Покупай отечественное
В 2007 году из 3 млн проданных в России автомобилей традиционно российские марки составили четверть. Тенденция к увеличению спроса на иномарки сформировалась несколько лет назад и с тех пор все усиливалась.
Как отмечает директор по развитию автоцентра «Сумоторс» Владислав Гриценко, то, что производится в России даже под известными брендами, вызывает недоверие у автолюбителей, которые пока предпочитают пусть подержанный, но произведенный и собранный за границей автомобиль.
Этот факт подтверждают и в салонах, специализирующихся на продаже новых отечественных автомобилей.
— Сегодня у отечественного автопрома и производимых на территории России иномарок немало конкурентов среди подержанных японских, американских и европейских машин, — говорит руководитель отдела продаж автосалона «Атлантик» Артур Варданян. — Правительство заинтересовано в снижении среднего возраста автомобиля в России и, естественно, в поддержке отечественного производителя. Именно этим, на мой взгляд, и руководствуются в принимающих решение кругах.
Пятилетний порог, — утверждают участники рынка, — уже опробован. С мая прошлого года в России действуют заградительные пошлины на ввоз подержанных грузовых автомобилей и автобусов старше пяти лет. Если новые ограничительные меры для подержанных иномарок все же будут приняты, автомобильный рынок России значительно сократится.
— В случае принятия решения об уменьшении возраста ввозимых иномарок специализирующиеся на этом виде бизнеса компании потеряют 30% своих клиентов. Соответственно, столько же людей будут вынуждены пересесть на автомобиль классом ниже, — констатирует технический директор компании «Азия-авто» Виктор Монаков.
Очередное предложение правительства вызывает непонимание и в некоммерческих кругах.
— Эта инициатива выглядит сегодня, по меньшей мере, неразумной, — считает член комитета по защите прав автолюбителей Константин Селянин. — Сегодня Россия не может в полном объеме обеспечивать себя качественной и доступной автомобильной техникой. На все производимые в стране иномарки, да и на некоторые отечественные автомобили сохраняется очередь. С сокращением потока автомобилей с пробегом дефицит и, соответственно, цены возрастут. Пострадают и бизнес, и потребитель.

Продолжение следует
Однако больше всего участники рынка опасаются не очередного сокращения возрастного порога для иномарок, а того, что в будущем ввоз иностранных машин на территорию России может быть сведен к минимуму или полностью запрещен. Некоторые игроки уже готовятся к такому сценарию.
— В 2002 году правительство считало «ненужными» иномарки старше семи лет, сегодня — пяти. Что будет еще через пять-шесть лет, неизвестно, — говорит Владислав Гриценко. — Уже сейчас компании, обладающие средствами, открывают и активно развивают на своей территории автосервисы. Для тех, кому это не под силу, остаются варианты поставлять автомобили в соседние государства, где это еще возможно, или заниматься продажей б / у техники с российским пробегом.
Как отмечает директор компании «Автомобили из Германии» Анвар Исмагилов, если сократить предельно допустимый возраст подержанных автомобилей до трех лет, то возить их станет нерентабельно — таможенные пошлины на такие машины приравниваются к пошлинам на новые.
— Уже сегодня из-за серьезной разницы между долларом и евро никто не берется возить автомобили среднего класса из Европы — представители рынка предпочитают работать с премиум-сегментом из США. Происходит все большее удорожание подержанных автомобилей. Многие компании попросту закрылись, — констатирует эксперт.

 

Добавить комментарий



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Rambler's Top100